Доклады и мастер-классы «Актуальные направления деятельности музеев»

2 октября

12:00–13:00 Сессия «Сотрудничество с блогерами».

  • Блогеры в музее: за или против? Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью, Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Работа с блог–сферой актуальна для культурных учреждений различных направлений и масштабов. Открытым остается вопрос поиска эффективных форматов взаимодействия, способных решать разные задачи: от банального информирования о мероприятии до поиска партнеров и спонсоров для выставки.
Во время доклада речь пойдет об аспектах взаимодействия с лидерами мнений. В каких случаях работа блогера может быть оплачена? Как и в чем можно измерить эффективность взаимодействия с блогером? В каких случаях нужно делать выбор в пользу официальных СМИ, а в каких — в пользу блогерской заметки?
В основе доклада — только реальные примеры.

  • Блог-туры по Покровскому собору: от идеи к воплощению. Татьяна Сарачева, заведующая Покровским собором

Доклад посвящен тому, как и чем музеи могут заинтересовать сообщества блогеров, какие преимущества проведения специальных экскурсий для блогеров по сравнению с пресс-турами. Как часто могут проводиться блог-туры в одном музее, цели музеев; отличительные черты встречи с блогерами; как использовать публикации блогеров в музее.

  • Музей и блогосфера. Опыт эффективного взаимодействия. Катерина Иванова, бренд-менеджер. Галерея современного искусства Виктора Бронштейна

Доклад посвящен различным аспектам взаимодействия музея с блогосферой. Будут рассмотрены эффективные и доступные формы сотрудничества, способные решать разные задачи музея: от банального информирования о мероприятии или выставке до поиска партнеров и спонсоров. Кроме того, в докладе речь пойдет и о других аспектах взаимодействия с лидерами мнений. В каких случаях работа блогера может быть оплачена? Как и в чем можно измерить эффективность взаимодействия с блогером? В каких случаях нужно делать выбор в пользу официальных СМИ, а в каких – в пользу блогерской заметки?
15:45–16:45 Сессия «Работа над концепцией — работа над собой». Опыт Музея–панорамы «Бородинская битва». Владимир Преснов (директор) и Лада Митрошенкова (заместитель директора)
В докладе речь пойдет о ходе работы над подготовкой новой концепции развития «Панорама — поворот на 180°» Музея–панорамы «Бородинская битва» на 2017–2022 годы.
Работа над концепцией позволила коллективу музея выработать миссию, определить цели и задачи на ближайшие годы, наметить пути их выполнения. Данный процесс помог сотрудникам по–новому взглянуть не только на место музея в обществе и формы его деятельности, но и на самих себя. Коллектив пересмотрел некоторые аспекты, методы и организацию собственной работы.
В 2017 году музей приступил к реализации концепции, поэтому его сотрудники уже готовы поделиться первыми уроками, включая допущенные ошибки.
17:00–18:30 Сессия «Продвижение проектов региональных и малых музеев»

  • Шатер в музее, собака–экскурсовод и другие способы продвижения выставки «Хранители времени». Алена Гринберг, Музейно–выставочный центр «Микула»

Выставка «Хранители времени», рассказывающая об истории костюма, вооружения, быта разных стран от античности до ХХ века, впервые прошла в 2015 году и стала ежегодной. На выставке подлинные экспонаты соседствуют с реконструкцией, стилизацией и современными произведениями по их мотивам. Часть экспонатов принадлежит фондам музея, но большинство предоставлено клубами военно–исторической реконструкции.
В докладе речь пойдет о способах продвижения выставки (участие в профессиональных конкурсах, организация фото–зон с историческими костюмами), а также будет проанализирован опыт выстраивания партнерских отношений, работы с волонтерами и в преодолении музейной инерции. Коллеги поделятся типичными для небольших музеев проблемами (отсутствие бюджета, сжатые сроки, нехватка рабочих рук и выставочных площадей) и способами их решения.

  • Проектная деятельность школьников в музее. Ольга Чурсина, педагог–организатор (руководитель школьного музея), Музей «В. Д. Берестов и его окружение» ГБОУ г. Москвы «Школа «Свиблово»

В докладе будет представлен опыт организации проектно–исследовательской деятельности обучающихся в школьном музее, в том числе с использованием современных компьютерных технологий и программ: разработка экскурсии; создание аудиогида, видеоролика и мультфильма; разработка и дизайн музейной выставки; проведение исследования с использованием музейных фондов (основного, вспомогательного, библиотечного). Также будут представлены разнообразные способы включения ребят в деятельность музея (проведение экскурсий, помощь в проведении мероприятий, описание музейных предметов, составление библиографий, создание викторин, квестов и т.п.).

  • Культурно–образовательный проект «Территория талантов». Татьяна Червячкова, заведующая отделом музейного развития, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей имени И. Д. Воронина

Проект «Территория талантов» и его продвижение учит нас работать с разными целевыми группами: единомышленниками, соисполнителями, потребителями и другими. Благодаря тому, что проект состоит из нескольких этапов и программ, он позволяет приобрести разноплановый опыт сотрудничества с аудиторией. Каждый этап и каждая программа проекта имеют свою специфику, как в проведении, так и в продвижении на рынке культурных услуг. Проект является долгосрочным, в ретроспективе он позволяет рассмотреть опыт и ошибки и выстроить работу на следующем этапе на новом уровне. Докладчик поможет увидеть те «подводные камни», которые могут встретиться при реализации подобного проекта.

  • Татьяна Давыдова, ученый секретарь Чувашского национального музея

Доклад раскрывает опыт работы Чувашского национального музея в проведении интернет-викторин. Интернет-викторины является перспективным направлением музейной работы. Они могут быть использованы как для популяризации коллекций, так и для увеличения количества посетителей. Музейные викторины ориентированы на школьников и проходят в три тура.
Подобные викторины музеем проводятся с 2010 года. За этот период специалистами музея сделаны определенные выводы и разработан набор рекомендаций для проведения викторин. С каждым годом повышаются требования к составлению вопросов викторины, проходят консультации как с педагогами, так и с учеными.

3 октября

10:00–11:00 Серия мастер–классов

  • Мастер–класс «Живое общение — как избежать ошибок и получать настоящих друзей музея». Анна Титова, SMM–редактор, Российская Государственная библиотека

Мастер–класс поможет специалистам ответить на вопросы: зачем начинать работу в социальных сетях и как не тратить время на ошибки. Самое сложное в социальных сетях — понять разницу между общением и сообщением. Переход от одного к другому — шаг ответственный и делать его нужно четко понимая, на что вы идете. На встрече будут рассмотрены распространенные стратегии, разобраны кейсы, решены задачи с помощью мини–практикума.

  • Ситуационная игра «Правила хорошего тона в Интернете». Ольга Лукинова, руководитель отдела маркетинга и информационной политики, Московская высшая школа социальных и экономических наук

Цифровой этикет — сравнительно новая тема, пользователи интернета постепенно приходят к пониманию, что и в сети есть правила хорошего тона и это понятие гораздо шире и сложнее, чем обычная светская вежливость. Тому, какие существуют правила цифрового этикета, как их соблюдать и как взаимодействовать с теми, кто их не соблюдает, будет посвящена ситуационная игра «Правила хорошего тона в интернете».

  • Онлайн–трансляции в социальных сетях. Анна Михайлова, Кира Фазлуллина, Максим Шонин, Государственный исторический музей

На мастер-классе будет проанализирован опыт проведения онлайн-трансляций в социальных сетях и рассмотрено три аспекта трансляций: организация, содержание, техническое обеспечение. Особое внимание будет уделено софту и оборудованию.

  • Бесплатное продвижение музейных мероприятий в социальных сетях. Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

В условиях всеобщей монетизации социальных сетей, когда вводятся платные услуги, показы рекламных сообщений, размещение ссылок и т. д., а рекламные бюджеты сокращаются, существует ряд механизмов, позволяющих успешно планировать рекламные кампании. Используя краткий алгоритм работы по продвижению мероприятий в социальных сетях, который будет подробно рассмотрен на мастер-классе, можно добиться необходимых результатов. Однако в большинстве случаев размещение информации в данных группах требует оплаты. Во время мастер-класса будут рассмотрены механизмы замены финансовых затрат: репосты тематически подходящих сообщений из данных групп в музейной группе, обмен ссылками и др.
11:15–12:00 Сессия «Революционный 17–й: продвижение выставочных проектов, посвященных столетию Революции»
В год столетнего юбилея возрастает интерес к революционным событиям 1917 года, ставшими переломными как для российской, так и для мировой истории XX века. Особенно актуальна эта тема для двух бывших музеев революции — Государственного центрального музея современной истории России (г. Москва) и Государственного музея политической истории России (г. Санкт–Петербург). В ходе сессии именно на их примере (выставка «1917. Код революции», экспозиция «Революция в России. 1917–1922» и др.) предлагается рассмотреть вопрос о способах продвижения выставок и мероприятий, посвященных революционной теме. Поскольку многие проекты, связанные с юбилейной датой, были или будут запущены в преддверии столетней годовщины Октября, поговорить об опыте работы с этой темой в двух вышеназванных крупных музеях представляется полезным и своевременным.

  • Болотова Ольга Владимировна, руководитель пресс–центра Государственного центрального музея современной истории России, г. Москва

Выставка «1917. Код революции» открылась 21 марта — эта дата считается своего рода днем рождения музея. В 1917 году в этот день впервые было озвучено предложение о создании в Москве Музея революции (так до 1998 года назывался Государственный центральный музей современной истории России).
Выставка была подготовленная совместно с Российским государственным архивом социально–политической истории (РГАСПИ) и включена в официальный план мероприятий Оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, связанных со 100–летием Революции 1917 года в России.
В докладе будут рассмотрены вопросы, связанные с различными аспектами подготовки открытия выставки по линии пресс–службы (привлечение информационных партнеров, освещение в СМИ, продвижение в Интернете, проведение тематических мероприятий и др.), проанализированы допущенные ошибки.

  • Ларионова Мария Геннадьевна, зав. сектором связей с общественностью Государственного музея политической истории России, г. Санкт–Петербург

Тема революции — одна из основных для Музея политической истории России на протяжении всех лет его существования. Огромный опыт работы по теме был использован при создании специальной программы к юбилею 1917 года.
Эта программа включает выставки, лекции, конференции, издания, сувениры. Задачи, которая стояли перед сектором связей с общественностью, состояли в том, чтобы подхватить этот интерес, широко и понятно донести юбилейную программу до аудитории, а также представить музей как источник авторитетного исторического мнения о революционных событиях. Сверхзадачей стало приглашение посетителей к диалогу, к самостоятельному осмыслению влияния событий 1917 года на последующую историю.
12:15–13:30 Сессия «Музеи и библиотеки в Инстаграме». Библиотека в квадрате: Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова как @nekrasovka. Евгения Морейнис и Екатерина Коршунова, Центральная универсальная научная библиотека имени Н. А. Некрасова
В фонде редких изданий и коллекций Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова хранятся 9000 книг, 3000 журналов и обширные коллекции художественной и промышленной графики XIX–XX веков. Этими документами интересуются преимущественно исследователи и коллекционеры. Однако они потенциально востребованы и у широкой аудитории. Как заинтересовать пользователей Instagram темой редких изданий и коллекций и не наскучить им? О своем опыте расскажут сотрудники библиотеки Евгения Морейнис и Екатерина Коршунова.
14:30–16:00 Сессия «Продвижение музеев в Интернете: актуальные проекты»

  • Русский музей в социальных сетях. Как работают вместе 18 ресурсов одного музея. Елена Петухова, Русский музей
  • Доклад ставит своей целью собрать данные о представлении ряда отделов Русского музея в социальных сетях и проанализировать специфику этой деятельности. Основные тезисы, которые будут вынесены на обсуждение, следующие:
    1. необходимо ли одному музею такое большое количество ресурсов (страниц, сообществ и групп);
    2. как построить активное взаимодействие между ними и получить продуктивный результат;
    3. как сделать работу аккаунтов в социальных сетях максимально удобной и понятной посетителю.

    Для данного доклада сотрудники музея планируют представить ориентировочные портреты целевых аудиторий, а также на практических примерах привести аргументы «за» и «против» существующего сегодня в Русском музее полифункционального подхода к представлению необходимого объема информации в социальных сетях.

  • E-mail маркетинг в музее: как сделать так, чтобы рассылку читали. Мария Рахчеева, заведующая отделом информации, Биологический музей им. К. А. Тимирязева
  • В Биологическом музее им. К. А. Тимирязева e-mail рассылки используются как один из активных форматов маркетинговой коммуникации с посетителями. На основе проведенного статистического анализа специалисты музея полностью переформатировали рассылку, что позволило значительно повысить читаемость писем. В ходе доклада будет представлен подробный статистический анализ, где можно будет увидеть, какие из элементов письма наиболее удачные, а что не работает совсем. Коллеги поделятся своими находками и лайф-хаками, которые позволяют делать так, чтобы их рассылку открывали и читали.