«Краше вилл италийских и пагод индийских». Часть IV.

В завершение истории о том, почему считается, что храм Василия Блаженного наследует исламские памятники архитектуры, приведем еще один аргумент казанских историков архитектуры: декор храма построен на основании мотивов исламского искусства.

Самое время вспомнить о том, что сразу после строительства никаких растительных и геометрических элементов на фасадах и в интерьерах храма не было. Собор был расписан фреской, имитирующей кирпичную кладку. В роспись включены изображения архитектурных элементов: окон, решеток, кокошников. Таким он простоял более века. И только в 1670-1680-е гг. впервые в храме появилась полихромная роспись темперными красками. Художники черпали вдохновение в красках окружающей их природы, в миниатюрах рукописей, в привозных восточных и итальянских тканях. Цветочные росписи появились в XVII в. в православных храмах Руси повсеместно. Мотивы лозы, чешуи характерны для христианской символики, а зигзаги, розетки, бордюры – декоративные элементы универсальные для многих культур.

собор

Исследователь истории собора Н.И. Брунов писал: «Русский народ, богато одаренный художественно, был всегда очень восприимчив ко всему красивому, с чем он встречался в творчестве других народов. В XVI веке кругозор русского человека очень расширился. Молодое Московское государство вступило в XVI веке в очень оживленные торговые и культурные связи со странами Запада, Востока и Юга….». Результаты этих взаимодействий мы и наблюдаем в декоре Покровского собора.