Откуда есть пошла… такая оригинальная архитектура храма? — Блог Исторического музея

Откуда есть пошла… такая оригинальная архитектура храма?

Выстроенный в середине XVI в. из кирпича и белого камня собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был столь оригинальным, что ученые до сих пор спорят, на что ориентировались зодчие, какое сооружение послужило им образцом. Где мастера смогли увидеть что-то подобное? В чем они черпали вдохновение?

Поиск истоков архитектурного стиля Покровского собора активно ведется с конца XIX века. Известный историк И.Е. Забелин усматривал сходство храма с деревянными церквами. Что их роднит с Покровским собором? Прежде всего, в глаза бросается шатровое завершение церквей и центральной церкви собора. Однако в середине XX века ученые тщательно проанализировали деревянную архитектуру и пришли к выводу, что церкви с шатровым завершением начали строить после того, как появились каменные храмы с шатрами. Получается, что деревянные шатровые церкви – это повторение в дереве каменных прототипов, а не наоборот.

Шатер

Если даже предположить, что шатер заимствован из деревянного зодчества, то встает вопрос: а почему раньше, до XVI в. не строили каменные шатровые храмы? Ведь каменные храмы появляются на Руси, начиная с X века. И еще: бесспорно, необходимо помнить о том, что приемы строительства из дерева и из камня или кирпича совершенно разные. Поэтому заимствовать что-то конструктивно важное из деревянной архитектуры при строительстве каменного храма довольно рискованно.

Откуда же взято зодчими Покровского собора шатровое завершение? Аналогов шатровым храмам нигде, кроме Руси нет. Но к 1555 году был уже не один каменный храм с высокими шатрами. Ближайший из них – церковь Вознесения Господня. Она была выстроена в 1532 году Великим князем Василием III в загородной резиденции Коломенском в честь рождения сына Ивана – будущего царя, заказчика строительства Покровского собора. Известно, что церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. При возведении центральной шатровой церкви мастера ориентировались на церковь Вознесения в Коломенском. Так соединились два храма, связанные с именем Ивана Васильевича Грозного.