Музейная архитектура: Новый Эрмитаж

В 1837 году, находясь в Мюнхене, император Николай I, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Лео фон Кленце к руководству создания здания для Нового Эрмитажа .

В 1839 году Кленце приступил к разработке проекта и с этой целью приехал на 4 месяца в Санкт-Петербург. Здание Нового Эрмитажа занимает большой участок на углу Миллионой улицы и Зимней канавки (неподалеку от Дворцовой площади). Крестообразно возведенные внутри этого участка корпуса позволили разместить необходимое количество больших экспозиционных залов. В архитектуре здания Императорского музея наглядно проявился принцип «умного выбора» и стремление избрать «стиль, приличный сущности дела».

Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя
Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя. Источник: Wikipedia

Так как здание предназначалось для хранения и экспонирования художественных коллекций, а величайшие произведения искусства были созданы мастерами Древней Греции, Кленце спроектировал фасады здания в «новогреческом стиле». В лепном декоре были использованы мотивы, повторяющие детали древнегреческой архитектуры, а также мотивы, заимствованные из древнегреческой вазописи, но переработанные Кленце.

Главный фасад Нового Эрмитажа, выходящий на Миллионную улицу, Кленце украсил монументальным портиком с фигурами Атлантов, когда-то размещающиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акрагане (на Сицилии), построенного в 5 веке до н.э.

Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портик с атлантами. Источник: АНО "Мультимедиа-студия "Март"
Новый Эрмитаж, Санкт-Петербург. Портик с атлантами. Источник: АНО «Мультимедиа-студия «Март»

Избранный Кленце для фасадов Нового Эрмитажа «стиль неогрек», основанный на «цитировании» приемов и мотивов архитектуры и искусства Древней Греции, позволил создать архитектурно-художественный образ, отчетливо связывающийся с функцией здания.

Здание Нового Эрмитажа. Источник: Wikipedia
Здание Нового Эрмитажа. Источник: Wikipedia

С этой же целью фасады Императорского музея были украшены поставленными в нишах и на консолях статуями выдающихся художников и скульпторов. В разработанной Кленце программе места для статуй определялись в зависимости от расположения залов, предназначенных для экспонирования произведений искусства соответствующей эпохи. Западная часть первого этажа со стороны Миллионной улицы была отведена для залов античной скульптуры, поэтому в нишах этой части фасада располагались статуи, изображающие выдающихся древнегреческих скульпторов. В восточной части первого этажа первоначально размещались библиотека и кабинет рисунков, поэтому фасад этой части здания украсили статуи выдающихся граверов и известного немецкого искусствоведа И.И. Винкельмана. На консолях второго этажа были поставлены статуи великих художников Нового времени: Дюрера, Рубенса, Тициана и др. Такая стилевая перекличка экспонатов и отделки залов, в которых они располагались, далеко не случайна, она стала одним из ведущих принципов в архитектуре интерьеров музейных зданий. Эти принципы были отчетливо сформулированы Л. Кленце и его оппонентами, что стилистическое решение залов должно соответствовать той эпохе, произведения которой в них экспонировались, образовывать систему, основанную на гармонии «между собраниями и окружающими их формами».

Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856)
Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856). Источник: Wikipedia

Высокие функциональные и архитектурно-художественные достоинства здания Нового Эрмитажа позволяют ему и в наше время успешно выполнять свою музейную функцию. Спокойное равновесие архитектурных объемов, декоративные мотивы в «греческом вкусе», статуи «великих мужей» искусства и науки, застывшие в нишах и на консолях, мощные гранитные атланты – все это в совокупности создало впечатляющий образ «музеума» – хранилища шедевров мирового искусства.

Источники:

1. Блинова Е.К., Бакушкина Е.С. Архитектура зарубежных музейных зданий второй половины 20 века. Опыт типологического исследования. Архитектон: известие вузов, № 4 (48), 2014 [электронный ресурс] URL: http://archvuz.ru/2014_4/6

2. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины и второй половины 19 века. Т.1: 1830 – 1860-е годы. Ранняя эклектика.  СПб.: «Крига», 2009. 592 с.