Музейная архитектура: музей Фонда Бейлер

Beyeler-Foundation
Рис.1. Музей Фонда Бейлер, Базель, Швейцария

Музей Фонда Бейлер (Fondation Beyeler Museum) (рис. 1), построенный в 1997 году в Базеле, был создан для размещения обширной коллекции произведений искусств Эрнста Бейлера и Хильды Канз – крупнейших коллекционеров современного искусства, которую они решили разделить с общественностью. Эрнст Бейлер был захвачен идеей объединить работы крупных художников последней сотни лет со скульптурами из Африки и Океании. Будучи высоко впечатленным работой Ренцо Пьяно, который проектировал Центр Помпиду в Париже и музей Коллекции Менил в Хьюстоне, он доверил итальянскому архитектору без каких либо соревнования проектировать новый музей. Эрнст Бейелер и Ренцо Пьяно участвовали в обширном обмене идеями в течение всего процесса планирования и строительства музея. С самого начала было решено создать музейное пространство, которое бы создавало захватывающий синтез природы, дневного света и искусства, пространства предназначенного как «дом для Кувшинок Моне» (рис. 2,3) [1].

FKM_Bereich=2&FKM_PDB_TU=1&PKM_Objekt=1352&FKM_Seite=1031&U_Position=10&PKM_Bild=2103&url=/projects/culture/fondation-beyeler-1352/images/eur-erco-fondation-beyeler-introp-1-10.jpg&S_Urbild=

Место для музея, предложенное муниципалитетом города Базель, как нельзя лучше подходило для реализации этой идеи. Здание располагается в старом живописном парке виллы 18го века, на узком земельном участке, засаженным вековыми деревьями. Ренцо Пьяно предложил создать пространство музея, состоящее из трех секций, зависящих от ландшафта места. Четыре одинаковой длины параллельные стены, расположенные по длине, пересекаются.

Рис. 3

Организация плана здания напоминает конструкцию древнегреческих храмов. Четыре стены, расположенные вдоль периметра, имеют одинаковую длину и высоту, построены из железобетона и покрыты красным камнем порфира, добытым в Патагонии, по оттенку напоминающему о камне, используемом для Базельского собора. Стены поперечного сечение здания более динамичные, имеют отличающиеся высоты, зависящие от естественного наклона ландшафта. С севера и юга галереи заканчиваются окнами от пола до потолка, которые помогают установить диалог между демонстрирующимися произведениями искусства и окружающим пейзажем. С южного фасада здания, создан искусственный пруд, высота уровня воды которого совпадает с уровнем пола. Водную поверхность от здания музея отделяют лишь раздвижные стеклянные стены, создавая ощущение, как бы «жидкой» границы, между внутренним и внешним пространством.

The Beyeler Foundation Museum(interior), Basel, Switzerland, 1997

Музей Фонда Бейлера – это мир природы и произведений искусств, связанных в единое целое ландшафтом места и архитектурой музея. Мир, предназначенный не удивлять и самоутверждаться посредством сложной архитектурной композиции, а наоборот через благородное спокойствие архитектуры, дополнять и усиливать восприятие искусства. «Свежесть воздуха, зеркальность водной глади, виртуальная граница стекла, линии, организованные в спокойную гармонию пропорций. «Кувшинки» Моне, отражающиеся в стеклянной стене занавеса, который в свою очередь соединяется с живым прудом вне музея. Все это создает безмятежное состояние счастья и внутренней гармонии», – так описывают музей Фонда Бейлера люди посетившие его [2].

  1. Fondation Beyeler. Official website. URL: http://www.fondationbeyeler.ch/en/museum/impressions (дата обращения 18.09.2015)
  2. Бакушкина Елена. Преобразующий мир музея. Наука и Мир.Международный научный журнал,2015, № 5(21), том 2. С. 121- 123