Анастасия Александрова. «Храм-памятник» — Блог Исторического музея

Анастасия Александрова. «Храм-памятник»

Александрова Анастасия, 7 класс.

г. Москва

«Храм-памятник»

— Ну и зачем ты меня сюда привела?— Маленький мальчик лет девяти возмущенно смотрел на свою молодую маму. Она непонимающе взглянула на сына.

— Темочка,— ласково начала она,— ты только представь: храм стоит здесь с XVI века, если мне не изменяет память. Он был построен в честь взятия Казани и подчинения Казанского ханства. Для многих собор— символ не только Москвы, но и всей России.

— Ну и хорошо, а меня-то ты зачем сюда привела? Это же… это же просто скучное строение, хоть и выглядит как леденец.

Мать обреченно вздохнула:

— Нет, Темочка. Оно красивое, таинственное и, возможно, даже пугающее, но никак не скучное,- еще тише добавила она.- Пойдем…

Мама посадила сына на резную скамейку и сама устроилась рядом. Она поправила темную челку Темы, вечно лезущую в глаза, и начала свой рассказ…

* * *

            Собор Покрова на Рву уже больше сотни лет стоит на Красной площади. Чему он только не становился свидетелем: пожары, многочисленные восстания и бунты, казни на Лобном месте. Сколько раз его ремонтировали, пристраивали к нему церкви. А несколько лет назад, в 1683 году, внешнюю и внутреннюю галереи, площадки и парапеты крылец расписали травным орнаментом.

Светло-серые тучи заволокли небо, и снежинки, кружась в диком танце с ветром, не торопились опускаться на землю. А если такое все же случалось, то лежали они не долго: уже следующий сильный порыв ветра поднимал их в воздух. Когда он стихал, снежинки плавно оседали на все, что находилось на их пути: будь это дороги, крыши, купола церквей или носы раскрасневшихся детей в теплых одеждах.

Было очень холодно.

Семилетний Степашка с сожалением посмотрел на пухлое чадо какого-то дворянина, одетое в полушубок, и перевел взгляд на свою промокшую рубаху, висевшую на мальчике, как на вешалке. Руки Степашки дрожали от холода. Все бы ничего, если бы его родители не умерли неделю назад.

При воспоминании о их смерти на глаза мальчика навернулись слезы, но он постарался взять себя в руки. Сколько уже можно плакать? Да, они умерли, но он-то жив! И жизнь продолжается.

Степашка бросил взгляд на собор Василия Блаженного.

«Господи,- подумал он, не отрывая взгляд от верхушки храма. Лучи света пробились сквозь тучи и освещали собор, создавая нечто на подобии золотистого ореола,- пожалуйста, сделай так, чтобы с моим отцом и моей матерью… чтобы они были счастливы Там. И не волновались за меня»,- сирота поцеловал деревянный крестик, висевший на шее, и перекрестился.

Мальчик оглушительно чихнул.

Степашка обнял себя за плечи и побрел, что называется, куда глаза глядят. Шел он долго, медленно переставляя опухшие от холода ноги. Ветер трепал его золотистые волосы, бросая в лицо мальчику тучу снежинок. Он шел бы так еще очень долго, если бы не заметил поблескивающий на дороге кругляш.

Не веря своим глазам, мальчик подобрал копейку и засунул себе за щеку, чтобы не потерять.

Теперь он сможет купить себе еду и наесться до отвала!

Воодушевленный своей находкой, Степашка бросился бежать с сторону пекарни — туда, откуда он пришел, не обращая внимания на ноющие ноги.

Путь его лежал мимо старинной церквушки. Мальчик уже хотел пулей пролететь это место, как заметил старушку. Она ковыляла, хромая на одну ногу. Из ее живота перbодически долетали до ушей Степашки звуки урчащего желудка. Не очень раздумывая над тем, что он делает, мальчик поравнялся со старушкой:

— Держи, добрая женщина.

— Ой, что ты, мальчик, что ты,- начала отпираться она.— Оставь себе, тебе нужнее, а я как-нибудь доживу свой век. Это у тебя вся жизнь впереди, тебе о себе надо заботиться…

Но Степашка вложил в ее шершавую руку кругляш и ободряюще улыбнулся: мол, у меня и так все хорошо. Она с благодарностью приняла копейку, и мальчик рванул вперед, только пятки сверкали, и, спустя мгновение, скрылся за поворотом. Он не мог видеть, как старушка перекрестила его, пожелав удачи.

Наступили сумерки.

Степашка вновь оказался у сбора Покрова на Рву. Живот предательски заурчал.

Мальчик вновь подумал о той старушке. По правде сказать, он немного жалел, что отдал свой шанс на плотный ужин, но тут же отогнал от себя эти мысли. Главное, что она счастлива. Дай Бог, чтобы у нее все было хорошо. С этой мыслью Степашка и уснул около храма.

Ему снилось, что он свободно гуляет по собору: рассматривает узоры и иконы. За очередным поворотом он наткнулся на какого-то нарядно одетого мужчину с седой курчавой бородой.

— Ну здравствуй,— начал незнакомец.— Я-то начал уже думать, что ты не придешь.

— Кто ты?— Тут же насторожился мальчик.

— Это полностью зависит от тебя.— И в ответ на изумленный взгляд Степашки пояснил,— Ты замерзаешь насмерть. Я буду либо твоим спасением, либо твоим проводником к Господу. Я Дух собора. И ты должен совершить свой выбор, а я помогу тебе это сделать.

— Но почему я тогда в этом храме?

— Собор с самого начала своего существования ассоциировался с Небесным Иерусалимом, с Раем. Он буквально находится между миром людей и миром Иным. Вот эти цветы,— Дух махнул на расписную стену.— Люди верят, что именно такие цветы растут в Эдеме. Кстати, тут нет даже двух одинаковых.

Степашка удивленно уставился на рисунок. Он этого не знал.

— Между тем, мы отвлеклись,— Дух тут же посерьезнел.— Тебе пора выбирать.

— А что будет с собором?

— Собор был, есть и будет не только прекрасным храмом, он станет величайшим храмом-памятником настоящей преданности Богу и вере в Него. Будь уверен, Степан, об этом месте будут говорить как о прекраснейшем из храмов, и тысячи верующих придут сюда, дабы ощутить любовь Господню и уверовать в Него еще сильнее.

— А если… я умру, то я встречусь с родителями?— мальчик с робкой надеждой воззрился на Духа.

— Я не имею права тебе об этом сказать, ибо это секрет Мироздания. Поторопись. Время выходит.

Степашка задумался. Он представил, что больше не сможет ходить по земле, плескаться в речке… и почувствовал острую боль в душе. Он не готов это все отпустить.

— Что ж, ты сделал свой выбор,— Дух словно прочитал мысли мальчика.

Степашка очнулся на руках у той самой старушки, которой он отдал монету.

— Вставай, вставай скорее,— копошилась она,— замерзнешь!

Мальчик бросил долгий взгляд на собор и неожиданно улыбнулся. Он взглянул на жизнь по-новому. Он по-новому начал ценить жизнь.

* * *

Тема обвел взглядом храм. Теперь тот не казался мальчику таким скучным. Скорее загадочным. Тема на мгновение представил, как рядом с ним стоит Степашка: худенький, в своей неизменной рубахе.

«Сколько же значений у «памятника»,— неожиданно для себя подумал мальчик.— Храм прекрасен и является памятником древнему зодчеству. Но еще он напоминает нам о победе в войне за Казань,— припомнил он слова матери.— Собор важен для верующих и стал им памятным местом. Но он еще заставляет испытывать благоговение перед его вековой «жизнью», сохраненной в «памяти» храма…»

 
___________________

Все работы литературного конкурса 2015 года