«Краше вилл италийских и пагод индийских». Часть I.

Поиски истоков необычной архитектуры храма Василия Блаженного занимают умы ученых уже не одно столетие. Оригинальную версию выдвинули в конце XX века татарские исследователи: архитектура храма имеет исламское происхождение. Покровский собор построен после взятия Казани и в честь этой победы, и зодчие заимствовали идеи из исламской архитектуры. Ученые сравнивают архитектуру православного храма с мусульманскими памятниками. Какие аргументы они используют?
Отсутствие главного фасада. Действительно, изначально собор Покрова Пресвятой Богородицы имел совершенно иную архитектурную композицию. У него не было выделенного фасада, столь привычного для знаковых сооружений на Руси.
Прежде всего, это объясняется тем, что во времена строительства собора, в середине XVI в., не было и Красной площади. Храм выстроен на открытом пространстве, на высоком берегу Москвы-реки, и со всех сторон выглядел одинаково нарядно, оригинально и величественно.

собор

Вот что писал немецкий путешественник Блазиус, 1840-е гг.:
«Церковь производит впечатление изумительное, поражающее европейскую мысль… Когда я в первый раз неожиданно увидел это чудище, то никак не мог опомниться и понять, что это такое: колоссальное растение, группа крытых скал или здание? Рассмотревши, что действительно это церковь, и тут ничего не понимаешь, не видишь, сколько сторон у здания, где его лицо – фасад?»
Действительно, черта не характерная для православного храма. Обычно у храма есть «лицо», то есть фасад, повернутое к улице, площади. Идея круглого храма вытекала из первоначального замысла. В нем ясно прочитывается отчетливая центрическая композиция: 4 большие и 4 малые церкви окружают самую большую центральную церковь. Это уже потом, во второй половине XVII в., в соборе появились крыльца со стороны Кремля. Их пристройка зрительно выделила западный фасад собора. А со временем, когда Красная площадь начинает приобретать статус главной площади столицы, северная сторона собора автоматически становится его фасадом.

Купол или шатер?

Первоначально Покровский собор – это девять церквей на высоком подклете. Почему же было решено увенчать 8 церквей традиционными для русских храмов куполами (правильно их называть главы), а центральную церковь – высоким шатром? С точки зрения эстетики, шатер позволял выстроить динамичную архитектурную композицию: шатер – доминанта, ниже – главы больших церквей, еще ниже – главы малых. Собор напоминал многоступенчатую пирамиду, устремленную крестами вверх.

Собор

С другой стороны, стоит вспомнить, в честь какого события построен собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. В кирпиче и камне зодчие воплотили важное историческое событие – победу русского войска под предводительством царя Ивана IV Васильевича над Казанским царством в 1552 г. Это храм-памятник, который был призван увековечить славу победы, мощь Руси. Он стал символом государства, которое возвышается над покоренными народами.
В XVI в. Русь становится царством, прирастает новыми землями, увеличивается ее территория. Разрозненные земли объединяются в единое централизованное государство, в состав которого входят новые народы. Русь впитывает новшества, и черпать вдохновение в старом деревянном зодчестве было невозможно. Русь смотрела вперед, а не назад во многом, в том числе, и в культуре. При царе Иване Грозном появилось книгопечатание. В таком храме должны были воплотиться передовые идеи. Брать за образец для царского храма какую-то деревянную церковь, стоящую в далеком, глухом селе, противоречило идеям, заложенным в новый памятник.
Напротив, церковь Вознесения в Коломенском, возведенная европейцами незадолго до строительства Покровского собора, вполне могла служить образцом. Этот храм, если и не первый, то самый совершенный, самый отважный, самый огромный: его каменный шатер взмывает в небо на высоту 62 метра. Эта головокружительная церковь дала жизнь целому типу шатровых храмов, занимающему важнейшее место в церковной архитектуре XVI-XVII веков.
Оба храма – важнейшие памятники в честь значимых государственных событий, памятные монументы. Они создавали величественные образы на века. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего, на внешнее восприятие, служила мемориальным целям. Шатровые храмы возводились по указам царей в городах, царских селах и в имениях знатных людей.
В XVII столетии мотив шатра в Покровском соборе усилился: высокие завершения получили колокольня и два крыльца. Тогда же шатры появились и на Кремлевских башнях. А в конце XIX в. этот архитектурный элемент повторили зодчие, строившие здание Государственного исторического музея и ГУМ.

Откуда есть пошла… такая оригинальная архитектура храма?

Выстроенный в середине XVI в. из кирпича и белого камня собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву был столь оригинальным, что ученые до сих пор спорят, на что ориентировались зодчие, какое сооружение послужило им образцом. Где мастера смогли увидеть что-то подобное? В чем они черпали вдохновение?

Поиск истоков архитектурного стиля Покровского собора активно ведется с конца XIX века. Известный историк И.Е. Забелин усматривал сходство храма с деревянными церквами. Что их роднит с Покровским собором? Прежде всего, в глаза бросается шатровое завершение церквей и центральной церкви собора. Однако в середине XX века ученые тщательно проанализировали деревянную архитектуру и пришли к выводу, что церкви с шатровым завершением начали строить после того, как появились каменные храмы с шатрами. Получается, что деревянные шатровые церкви – это повторение в дереве каменных прототипов, а не наоборот.

Шатер

Если даже предположить, что шатер заимствован из деревянного зодчества, то встает вопрос: а почему раньше, до XVI в. не строили каменные шатровые храмы? Ведь каменные храмы появляются на Руси, начиная с X века. И еще: бесспорно, необходимо помнить о том, что приемы строительства из дерева и из камня или кирпича совершенно разные. Поэтому заимствовать что-то конструктивно важное из деревянной архитектуры при строительстве каменного храма довольно рискованно.

Откуда же взято зодчими Покровского собора шатровое завершение? Аналогов шатровым храмам нигде, кроме Руси нет. Но к 1555 году был уже не один каменный храм с высокими шатрами. Ближайший из них – церковь Вознесения Господня. Она была выстроена в 1532 году Великим князем Василием III в загородной резиденции Коломенском в честь рождения сына Ивана – будущего царя, заказчика строительства Покровского собора. Известно, что церковь Вознесения построена итальянскими зодчими. При возведении центральной шатровой церкви мастера ориентировались на церковь Вознесения в Коломенском. Так соединились два храма, связанные с именем Ивана Васильевича Грозного.

Сегодня Покровскому собору исполняется 455 лет!

От всей души поздравляем одно из главных чудес России — Покровский собор — с 455-летием!
Огромная благодарность архитекторам, реставраторам, сотрудникам музея, научным работникам и всем, кто помогал и помогает хранить и изучать это чудо древнерусской архитектуры и знакомить тысячи людей с его историей.

Сегодня Покровский собор предлагает москвичам и гостям столицы интересную праздничную программу.

Собор

«Б. Покровский собор»: и снова о названиях храма.

Так называли храм в официальных документах в 1920-1950-х годах. Загадочная буква «Б» означала «бывший». Почему же вдруг название Покровский стало бывшим? Дело в том, что 1920-е годы – это время масштабных антирелигиозных кампаний в Советском Союзе. Единственно признанная религия – атеизм. Поэтому собор перестают называть историческим названием Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, да и слово Покровский имеет религиозное содержание. Лучше отметить, что он «бывший», что так его называли раньше, в дореволюционном прошлом.

Фото 1918 г.
Фото 1918 г.

И тут снова на первое место выходит название храм Василия Блаженного. В новых культурных реалиях имя юродивого, олицетворявшее архитектурный памятник в течение нескольких веков, оказалось понятнее, чем отвергнутое в СССР явление Покрова Пресвятой Богородицы. Собор стало удобнее воспринимать с эстетической, культурной стороны без знания сложной первоначальной программы посвящений и идейного замысла.

В период активной богоборческой деятельности утратился смысл слова «юродивый», как и прочие религиозные знания. Цель подвижничества юродства Христа ради сделалось непонятным без специального изучения этого вопроса. Но сам по себе Василий – представитель социальных низов, терпевший нужду и лишения, но притом обычный человек, был гораздо яснее легендарного византийского события и ближе пролетариату.

Фото 1962 г.
Фото 1962 г.

Вот почему, начиная с XX века в обыденной практике широко используется название храм Василия Блаженного. Несколько названий храма выражают разные аспекты его бытия на протяжении четырех с половиной веков.