Экспонат месяца

27 января 2016 года стартовал новый проект, призванный дополнить постоянную экспозицию памятниками разных эпох из фондов музея.

В 8 зале постоянной экспозиции, посвященном формированию Древнерусского государства, можно увидеть две берестяные грамоты из Смоленска.

gramota
Текст этой грамоты краток: «Висгейр купил землю здесь…». Этот небольшой отрывок бересты является уникальной находкой – единственной известной грамотой, написанной руническим алфавитом.
DSC_6320
Эта грамота найдена в Смоленске и содержит записку по финансовым вопросам, адресованную Иваном Русиле, с просьбой взять гривну, довольно большую сумму по тем временам, у некоего Конозюя Нежатича.

Грамоты на бересте были впервые найдены в 1951 году в Новгороде. Тексты, процарапанные на бересте специальными стержнями – писалами – хорошо сохранились и читаются даже после многовекового нахождения в земле. Эти уникальные документы существенно расширили знания о многих аспектах жизни Древней Руси от уровня грамотности и особенностей древнерусского языка до взаимоотношений между людьми той далекой эпохи.

В 22 зале постоянной экспозиции музея представлен шлафрок императора Петра I.

DSC_6364
Представленный на выставке шлафор из гардероба Петра I выполнен из великолепного зеленого штофа и простеган на вате. Он имеет свободный, расширенный книзу покрой, длинные широкие рукава. Цвет шелковой подкладки гармонирует с тканью верха.

Шлафрок (нем. Schlafrok) – домашний халат, появившийся в странах Западной Европы во второй половине XVII столетия. Оживленная торговля с восточными странами способствовала экспорту тканей и одежды из Турции, Индии, Японии, Китая. В России халаты появились наряду с другими видами европейской одежды на рубеже XVII-XVIII веков в период петровских преобразований и получили наименование «шлапор», «шлафор», «шлафрок». Обычно их шили из эффектных узорчатых тканей – штофа, тафты, атласа, парчи, камки. Теплые шлафоры подкладывали мехом или делали стеганными на вате, «холодные» снабжали только шелковой подкладкой. Под шлафор обычно надевали рубашку или камзол и подпоясывали поясом-шарфом. Халаты имели различное назначение: они служили и рабочим платьем, и парадной одеждой, и повседневным костюмом в домашнем обиходе.

Экспонаты, принимавшие участие в ХХII зимних Олимпийских играх в Сочи в 2014 г.

Экспонаты представлены в вестибюле Выставочного комплекса музея. Их можно посмотреть, не покупая билет в музей.

DSC_6242

Исторический музей впервые представляет материал о состоявшихся 2 года назад зимних Олимпийских играх в Сочи: вымпелы, факел-горелку с олимпийской символикой и спортивный костюм, входивший в экипировку российской команды. Экспонаты были переданный в дар музею Олимпийским комитетом России.

Корпус факела выполнен методом литья под высоким давлением из алюминиевого сплава. В его очертаниях угадывается силуэт пера волшебной птицы, приносящей удачу. Интересна и цветовая гамма: холодный серебряный цвет льда основной части факела дополнен теплым алым «пламенем». При создании костюмов для олимпийцев были использованы цвета российского триколора и фольклорные орнаменты.

Российские спортсмены выступили во всех видах спорта олимпийской программы и приняли участие в розыгрыше 95 из 98 комплектов наград. В состав олимпийской сборной России вошло 225 спортсменов. В неофициальном командном зачете Российская сборная заняла первое место, завоевав 33 награды: 13 золотых, 11 серебряных и 9 бронзовых медалей.

 

Следующие экспонаты месяца будут представлены 18 февраля.

По пятницам и субботам музей работает до 21:00, билеты продаются до 20:00.

Главное здание музея: Красная пл., д. 1, вход со стороны проезда Воскресенских ворот

Выставочный комплекс ГИМ: пл. Революции, д. 2/3.

Автографы М.Е. Салтыкова-Щедрина из коллекции ГИМ

Ольга Сиротина, заведующая отделом письменных источников Государственного исторического музея, рассказала нам о том, какие автографы М.Е. Салтыкова-Щедрина хранятся в музее:

«У нас хранятся небольшие записки  Салтыкова-Щедрина:

  • издателю и редактору журнала «Русская мысль»  Вуколе Михайловичу Лаврову от 24 мая 1883 г.
  • ученому, историку, общественному деятелю Максиму Максимовичу Ковалевскому от 8 марта 1886 г.
  • инженеру Александру Николаевичу Еракову от 18 мая 1880 г.

Все письма опубликованы в Собрании сочинений Салтыкова-Щедрина со ссылкой на ГИМ, только о письме Лаврову в примечании указывается, что подлинник неизвестен. Также есть еще один автограф — это небольшой отрывок из очерка «Охранители» цикла «Благонамеренные речи».»

На Медиапортале стартовал новый проект, рассказывающий об экспонатах выставки «Уроки чтения». Приглашаем вас послушать фрагменты сказки «Орел-меценат».

Одно из писем сейчас экспонируется на выставке «Уроки чтения». Это письмо поэту Алексею Николаевичу Плещееву по поводу издания сказки «Орел-меценат», написанное 9 сентября 1885 года в С.-Петербурге.»

saltukov1

saltukov2

saltukov3

Текст письма:

М.Е. Салтыков-ЩедринА.Н. Плещееву. С.-Петербург, 9 сентября 1885 года

9 сентября

Многоуважаемый, Алексей Николаевич.

У меня есть сказка «Орёл–Меценат», которую ни один бесцензурный журнал не берет. Михайловский, прочитав ее, дал мне понять, что, может быть, в цензурном журнале она и пройдет – все зависит от расположения духа. Сегодня я прочитал ее, кой-что повыпустил и нашел, что Н.К., быть может, и прав. Поэтому, не хотите ли Вы ее взять для «Сев[ерного] Вестн[ика]». Ведь никакой беды от того не будет, если цензор не пропустит. Ну, не пропустит – только и всего. А набрать ее стоит не больше 10 р., каковой расход, я, пожалуй, приму на свой счет. Пожалуйста, покажитесь, весьма меня обяжете. Я всё сижу дома, потому что болезнь моя идет crescendo. Поэтому Вы меня во всякое время застанете. Только я попрошу: мой оригинал возвратить в целости и не рвать в типографии по клочкам.

Ваш М. Салтыков-Щ[едрин].

Тексты писем М.Е. Салтыкова-Щедрина, хранящихся в ГИМе:

Ф. 213. Ед. 123. Л. 1

Письмо М. М. Ковалевскому

см. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений. Т. 20. М. 1977. С. 245

8 марта 1886. Петербург

Многоуважаемый Максим Максимович. Будьте так любезны, уведомьте, получили ли Вы мой страховой пакет 1. Это для меня не безразлично. Искренно Вам преданный

М. Салтыков.

8 марта. Литейная, 62.

Печатается по подлиннику: ГИМ, ф. 213, Щ 204/84.

Впервые опубликовано: Неизданные письма, с. 242.

1 В страховом пакете Салтыков послал Ковалевскому сказку «Орел-меценат» (см. письмо 1251).

Ф. 213. Ед. 123. Л. 2

Письмо А.Н. Еракову

см. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений. Т. 19. Кн. 1. М. 1976. С. 151

18 мая 1880. Петербург

Многоуважаемый Александр Николаевич.

Приезжайте, пожалуйста, завтра, в понедельник вечером ко мне. Будут, вероятно, Мечников1, Кидошенков и попозднее Унковский, который где-то обедает.

М. Салтыков.

18 мая.

Печатается по подлиннику: ГИМ, ф. 359, N° 346/7.

Впервые опубликовано: Неизданные письма, стр. 78. Датируется по сопоставлению числа и дня недели: 19 мая приходилось на понедельник в 1880 году.

1 Иван Ильич Мечников, бывший тверской прокурор, а позже — председатель пензенского окружного суда.

 

Ф. 281. Оп. 3. Ед. 196.

Письмо В.М. Лаврову

см. М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений. Т. 19. Кн. 2. М. 1977. С. 206

24 мая 1883. Петербург

Милостивый государь Вукол Семенович 1.

Извините, ради бога, что до сих пор не ответил на Ваше письмо 2. В доме у меня не совсем благополучно было; насилу устроилось так, что отправил семью за границу.

Искренно благодарен Вам за хлопоты по напечатанию моего письма в «Русских ведомостях» 3. Боюсь только, что, помимо желания, обременил Вас этим делом.

С совершенным почтением и преданностью имею честь быть

готовый к услугам
М. Салтыков.

24 мая 1883 г.

Печатается по тексту первой публикации: Неизданные письма, стр. 128.

Подлинник неизвестен.

1 Описка Салтыкова, нужно: Михайлович.

2 Это письмо В. М. Лаврова к Салтыкову неизвестно.

3 Имеется в виду письмо Салтыкова к В. М. Соболевскому от 8 мая 1883 г. (917).

 

Традиции празднования Нового года в России в XX веке

История празднования Нового года и Рождества в XX веке была непростой: от любимых всеми праздников с нарядными елками, подарками, народными гуляниями, зимними играми и карнавалами вплоть до 1917 года до полного их запрета в середине 1920-х–1930-х годов. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» было опубликовано письмо кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышева: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В тот же день ЦК ВЛКСМ принимает Постановление о проведении вечеров учащейся молодежи, посвященных встрече Нового 1936 года. В городах начинается продажа елочных украшений, открываются елочные базары.

С этого времени Новый год становится одним из главных советских праздников. С 1 января 1947 года этот день объявляется выходным. Новый год становится и самым любимым семейным праздником. В 1991 году в стране началось официальное празднование Рождества.

Традиции празднования советского Нового года начинают складываться в конце 1930-х годов. С 1937 года в Колонном зале Дома Союзов организуется главная елка страны высотой 15 метров с 10-ю тысячами игрушек. С 1954 года она организуется в Кремле, сначала в Большом Кремлевском Дворце, а с 1976 года во Дворце съездов. Приглашения на елки делались с душой и фантазией: в виде складных ширмочек, выдвижных вкладок, писем-конвертов. На приглашениях писали стихи и лозунги, славящие И.В. Сталина: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». В коллекции ГИМа сохранились нарядные упаковки от новогодних подарков: жестяные сундучки 1950-х – начала 1960-х гг. с картинками на новогодние сюжеты, с видами Кремля, ракетами, изображением Белки и Стрелки.

На новогодних праздниках устраивали маскарады, праздничные хороводы, детей одевали в новогодние карнавальные костюмы. Популярными были детские новогодние костюмы снегурочки, стрекозы, шахматной королевы, клубнички.

Иногда елки украшали в соответствии с определенной тематикой. Известны елки, украшенные игрушками на космическую тему, фруктами, овощами, зверюшками, сказочными персонажами, игрушками с государственной символикой.

7I47wR_emQ0

Советская елочная игрушка была напрямую связана с жизнью страны, являлась свидетелем разных событий истории и новой жизни. Среди елочных игрушек – фигуры красноармейца, летчика, полярников, пионеров, дирижабли, самолеты, автомобили. Интересны игрушки, посвященные спасению челюскинцев, папанинской эпопее. В 1950-е годы, во времена Н.С. Хрущева распространение получила кукуруза – ее делали из стекла, ваты, папье-маше; в 1960-е годы елки украсились многочисленными ракетами, спутниками, космонавтами.

Новогодняя открытка, как и елочная игрушка, – часть советской истории. В 1950-х годах открытки изображают радостных детей, лепящих снеговиков, изготовляющих елочные украшения. Конец 1950-х – первая половина 1960-х годов отданы космической тематике: спутники, ракеты, Новый год в костюме космонавта, прилетающий на землю в космической ракете и др. На открытках 1970–1980-х годов – сюжеты, связанные со строительством БАМа, Московской Олимпиады 1980-го года, других важных событий.

На праздничном новогоднем столе можно было увидеть традиционный новогодний ассортимент: «Советское шампанское», водка, икра, фрукты, конфеты.

IMG_1371
Выставка «С Новым годом, дорогие товарищи!», 21 декабря 2011 г. — 27 февраля 2012 г.

Одна из традиций советского Нового года – спектакль «Щелкунчик» в Большом театре, который показывали именно 31 декабря.

Выставка "С Новым годом, дорогие товарищи!", 21 декабря 2011 г. - 27 февраля 2012 г.
Выставка «С Новым годом, дорогие товарищи!», 21 декабря 2011 г. — 27 февраля 2012 г.

Русский акварельный портрет

Первая публикация в этом году посвящена коллекции русского акварельного портрета. Представляем несколько работ из собрания Исторического музея.

В. И. Гау. Портрет графини М. К. Толстой, урожденной Бенкендорф. 1844 г.

толстая

Мария Константиновна Толстая (1818-1844) – дочь К. Х. Бенкендорфа, супруга графа П. М. Толстого, внука генерал-фельдмаршала князя М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского. В детстве жила в Германии. После смерти родителей переехала в Санкт-Петербург, где воспитывалась в доме дяди – шефа жандармов графа А. Х. Бенкендорфа. Скончалась в Санкт-Петербурге. Изображена в трауре по случаю смерти свекрови, П. М. Толстой.

Неизвестный художник. Портрет графини П. С. Уваровой, урожденной княжны Щербатовой. 1860-е гг.

уварова

Прасковья Сергеевна Уварова (1840-1924) – старшая дочь князя С. А. Щербатова, супруга графа А. С. Уварова, археолога, одного из основателей Императорского Московского археологического общества и Императорского Российского исторического музея. Председатель Императорского Московского археологического общества (с 1884 г.). Почетный член Императорской Академии наук (1895). Принимала деятельное участие в научных занятиях мужа, продолжала их после его смерти, вела раскопки. Автор рада научных трудов.

Амадео Прециози. Портрет князя П. П. Вяземского. 1844 г.

вяземский

Павел Петрович Вяземский (1820-1888) – сын поэта князя П. А. Вяземского. Окончил Императорский Санкт-Петербургский университет. В 1840 г. поступил на службу в Министерство иностранных дел. Работал в составе дипломатических миссий в Константинополе, Гааге, Карлсруэ и Вене. В 1856 г. переведен в Министерство народного просвещения. Председатель Санкт-Петербургского комитета иностранной цензуры, начальник Главного управления по делам печати. Основатель Общества любителей древней письменности. Владелец имения Остафьево в Московской губернии. Автор целого ряда научных и литературных трудов.

И. П. Раулов. Портрет князя Э. В. Голицына. 1852 г.

голицын

Эммануил Васильевич Голицын (1834-1892) – младший сын князя В. С. Голицына. Полковник (1883). Предводитель дворянства Новгород-Северского уезда Черниговской губернии.